Главная » Статьи » Консультации » Консультации для воспитателей

ИЗОНИТЬ в детском саду

 

  Изонить - техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада при подготовке их к обучению в школе.

   Занятия изонитью способствуют развитию у ребенка:

  • мелкой моторики пальцев рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера;
  • воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца и т. п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

   На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счете.

   Этот вид деятельности хорошо усваивается детьми, расширяет круг их знаний и умений, позволяет им приобрести практические навыки. К занятиям изонитью проявляют устойчивый интерес не только девочки, но и мальчики.

   Опрос воспитателей, работающих с детьми в технике изонити, показал, что дети хорошо осваивают технологию, если строго придерживаться последовательности занятий, не нарушать систему, не форсировать проведение занятий (заниматься не чаще одного раза в неделю).

   Чтобы научить детей владеть техникой изонити, воспитатели сами должны хорошо освоить технологию, уметь синтезировать практическую художественную деятельность своих воспитанников. 

Цели занятий изонитью 
для детей старшего дошкольного возраста
1.Блок задач по развитию у детей математических представлени
  1. Раздел «Геометрическая форма». Дать детям понятие о разных углах: величине, длине сторон. Дать понятие об окружности, хорде разной длины и ее направгении.
  2. Раздел «Количество и счет». Упражнять детей в количественном и порядковом счете.: Дать детям понять, что количество не зависит от расстояния. Закрепить понятие, что результат количественного счета не зависит от начала отсчета и направления счета. Дать понятие о точке отсчета.
  3. Раздел «Ориентировка на плоскости». Закрепить знание направлений: вверху, внизу, слева, справа. Дать понятие о середине, центре, вершине, крае.
2. Блок задач по сенсорному развитию

   Развивать цветовое восприятие: дать понятие о холодных и теплых тонах, научить подбирать цвет к фону.

   Научить различать толщину ниток, изнаночную и лицевую стороны изделия.

3. Блок задач по умственному воспитанию

   Развивать абстрактное мышление.

   Обучить плоскостному моделированию - умению составлять из окружностей и углов (треугольников) изображения предметов и композиций. Закрепить понятие «зеркальное изображение».

4. Блок задач по трудовому воспитанию

   Научить владеть иголкой, ниткой, шилом. Научить работе с трафаретом. Научить технике работы с изонитью.

5. Блок задач по физическому воспитанию.
Развивать мускулатуру кисти руки, глазомер, остроту зрения. Развивать координацию движений рук под контролем глаз.
6. Блок задач по нравственному воспитанию

   Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность, старательность.

7. Блок задач по эстетическому воспитанию

   Познакомить детей с новыми видами художественной деятельности. Воспитывать эстетический вкус. Развивать умение подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга. Привить умение использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности (навык рисования, навык аппликации).

8. Речевой блок

   Развивать активный и пассивный словарь детей. Развивать объяснительную и доказательную речь. Способствовать введению в активный словарь детей математических терминов.

Инструменты и материалы,

необходимые для работы в технике изонити

   Для работы детям потребуются:

  1. Иголка с широким ушком.
  2. Цветные катушечные нитки № 20—40.
  3. Ножницы.
  4. Шило (короткое). Длинное шило желательно обрезать (рис. 1).  Отрезать 1см. 

      Рис. 1 Шило

          5.  Кусок пенопласта для подкладки во время прокалывания              шилом, чтобы не испортить поверхность стола.

       6.  Цветной картон или бархатная бумага, наклеенная на тонкий       картон для большей плотности

       Размер картона или бархатной бумаги на первом этапе              обучения должен быть примерно 10 X 15 см (большой лист картона неудобно поворачивать при работе, чтобы следить за положением нити на изнаночной и лицевой стороне)

    Рис 2 Примерные образцы трафаретов

       7. Линейка. Ее могут заменить трафареты, выполненные из плотного картона, с нанесенными по краям отметками Примерные образцы трафаретов углов показаны на рис. 2 Количество отметок по всем сторонам трафарета должно быть одинаковое.

       Очень удобны трафареты окружностей, выполненные из плотного картона (рис 3) На трафарет наносится разное число делении.

       Для изображения дуг, завитков, овалов можно использовать фигурные лекала.

     

    Рис.3  Трафареты окружностей

       Методика работы с детьми.

       Прежде чем приступить к работе с изонитью, необходимо заинтересовать детей этим видом прикладного искусства. С этой целью надо рассказать им о разных способах изображения предметов. Например, вы хотите, чтобы дети изобразили грибок. Как это можно сделать? Грибок можно просто нарисовать (покажите детям рисунок), но его можно и слепить (покажите вылепленный грибок) или сделать аппликацию (покажите аппликационную работу), сконструировать (покажите бумажную конструкцию), и, наконец, его можно выполнить в технике изонити. Сравните все виды грибков, постарайтесь заинтересовать детей грибком, выполненным изонитью, расскажите, как это сделано, дайте им возможность хорошо рассмотреть переплетение нитей на лицевой стороне, сравните лицевую сторону с изнанкой, отметьте особенности рас-положения нитей на лицевой и изнаночной стороне (на лицевой нити красиво пересекаются, а на изнанке видны только стежки, идущие друг за другом). Покажите самую верхнюю нить и самую нижнюю, расскажите о взаимосвязи количества отверстий, расстояний между ними, хорды и переплетения нитей, как выбрать расстояние между отверстиями, от чего оно зависит, как должна идти нить на лицевой стороне и с изнанки. Далее надо познакомить детей с инструментами и материалами для работы с изонитью, показать, как ими пользоваться, рассказать, какой иглой лучше работать - с большим ушком или маленьким, чем рисовать (фломастером или карандашом), как правильно работать шилом, чтобы обезопасить себя, почему надо обязательно подкладывать пенопласт под рисунок перед тем, как начать протыкать дырочки шилом. Рассказав обо всем этом подробно, можно перейти к показу детям выполнения изонитью простейших рисунков, действуя при этом медленно и последовательно объясняя каждое действие: изображение рисунка, нанесение точек, прокол отверстий, выбор хорды, счет отверстий, направление нити и т.д. Следует показать детям на примере, как отсчитать отверстия, провести линию по линейке, как подобрать нить, вдеть нить в иглу. Определив правила работы с изонитью, можно перейти к само-стоятельному выполнению детьми сначала простейших, затем более сложных рисунков. Но воспитатель не должен выполнять работу за ребенка. На этом этапе в его задачи входят советы, напоминание, о чем говорилось ранее, можно задать какие-то вопросы по ходу ра¬боты, показать приемы на своей работе. Большое значение имеет пример сверстника (у кого-то получается лучше, у кого-то хуже). Можно посоветовать обратиться к помощи товарища, у которого работа лучше спорится. Не забывайте хвалить ребенка даже за самый незначительный успех, старайтесь вселить в него уверенность, в то же время ненавязчиво приучайте его к аккуратности, старательности, терпению, усидчивости. Перед тем как приступить к занятиям с изонитью, не забудьте подготовить рабочее место. Занимаясь с подгруппой (5-6 человек), постарайтесь, чтобы каждый ребенок сидел за отдельным столом. Столы надо расположить так, чтобы вы могли видеть всех детей, а дети могли видеть друг друга и свободно друг с другом общаться. Обучение технике изонити может осуществляться в разных формах: на занятиях с подгруппой (5-6 человек, не более), индивидуально, в кружках и т. д.

Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: Первый (19.01.2015)
Просмотров: 7250 | Теги: Изо нить, занятия для детей, умственное воспитане, цветные нити, дети, сенсорное развитие, блок задач по развитию у детей мате | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar
Яндекс.Метрика ПетербургПетербург Жми!авто