Главная » Статьи » Консультации » Консультации для воспитателей

Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование.

          Надо ли обучать детей технике рисования? Нет! Считали А. Бакушинский и его сторонники, полагавшие, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. Да! Утверждали русские педагоги Е. Флерина и Н. Сакулина, подчеркивавшие особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

«ПАЛЬЧИКИ-ПАЛИТРА»

      Под рукой нет кисточки? Не беда! Один палец обмакнем в красную краску, другой - в синюю, третий - в желтую... Чем не палитра. Какие темы для рисования в этой технике можно предложить детям?

Младшая группа  

   «Рассыпались мамины бусы» или «Посыпался веселый горох». Падают горошины, подпрыгивают... Вот так, высоко и весело! И остаются на альбомных листах. (Знакомим с цветом, формой, ритмом и положением в пространстве.)

«Кто здесь прошел?» Наденем на тыльную сторону ладони мордочку зайца, медведя, котенка, а два пальца «пойдут» вперед. На пути - цветная лужица (краска в розетках или на поролоне). Пройдут пальцы по лужице, а потом по дорожке... Что за смешные следы появились на ней!.. (Продолжаем знакомить с цветом, учим рисовать одновременно двумя пальцами.)

«Разноцветный дождь». Один «цветной» палец рисует свою тучу и свой дождь, другой - свою... Выбирайте, пальцы, любую краску! От цветного дождя на душе становится весело. (Даем возможность порадоваться разным цветам и их сочетаниям, не бояться краски.)

«Подарим маме ткань на платье». Выбирай розетку с любой краской и рисуй что хочешь: ягоды, горошины, бусины... Маме обязательно понравится!  

«Падает пушистый снег». «Белый» палец рисует снег на розовой бумаге (раннее утро), голубой (яркий солнечный день), фиолетовый (темная ночь).

«Украсим елку к Новому году». Посмотрите, какая елка (на большом листе нарисована елка). Давайте все вместе нарядим ее к празднику: пове¬сим бусы, шары...

«Солнечный зайчик» или «Расцвели одуванчики». (У каждого ребенка лист бумаги, на котором нарисована зеленая лужайка.) А теперь представьте, что по лужайке прыгают веселые солнечные зайчики, а навстречу солнцу тянут свои золотые головки одуванчики. (Даем возможность детям почувствовать теплоту желтого цвета, полюбоваться яркими и радостными цветовыми пятнами.)

«Соберем ягоды». (У каждого ребенка лист бумаги с нарисованными на нем большой и маленькой банкой.) Вот одна ягода упала в банку, другая... А вот эти собираем в маленькую банку. Соберем и угостим маму и папу.

Средняя группа

  «Каких я видел бабочек». А вы знаете, что бумагу можно сгибать в разных местах и направлениях? Тогда полюбуйтесь нарядными бабочками!

«Осенний парк». Дорогу и небо нарисуем в технике монотипии, сложив лист по горизонтали вверху и внизу. А потом по небу поплывут облака разной формы, а на дороге мы увидим лужи и опавшие листья.

«КЛЯКСОГРАФИЯ»

(по определению О. Белобрыкиной)

   Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. Поставим большую яркую кляксу. Возьмем трубочку для коктейля и осторожно подуем на каплю... Побежала она вверх, оставляя за собой след. Повернем лист и снова подуем. А можно сделать еще одну кляксу, но другого цвета. Пусть встретятся. А на что же похожи их следы? Думайте!

РИСОВАНИЕ ПО СЫРОЙ БУМАГЕ

   Для рисования в этой технике нам понадобятся влажная салфетка и емкость с водой. Намочим бумагу и разместим ее на влажной салфетке (чтобы бумага не высыхала). Возьмем акварельный мелок и нарисуем все что душе угодно. Начинать осваивать эту технику можно уже в младшей группе. А детям других возрастов предложите следующие темы.

 Средняя группа

 «И поплыли по небу облака». Проведи плавную линию - и она волшебным образом превратится в... Например, пушистого зверька. А на что еще похожи ваши облака?

«Аквариумные рыбки». Встретились две дуги... А получилась рыбка. Подрисуем глаз, рот, чешуйки. А теперь проведем вертикальные линии - в воде заколыхались водоросли.

«Зайцы на поляне». Провел линию, а увидел серенькую пушистую шубку непоседы.

Старшая группа

«Летний дождик». Мокрые дорожки, блестящие от капель деревья, мелькает чей-то зонтик. И я бы побежал под дождем, да так, чтобы брызги в разные стороны.

«Воробушки зимой». Холодно птахам, нахохлились они, распушили перышки. Ничего, скоро весна!

«Когда меня обижают». Каким тогда мне кажется мир? Все расплывается от слез, становится серым. Нарисуй так, чтобы мы погрустили вместе. И тогда станет не так одиноко.

«Мой добрый маленький друг». Я люблю его. Он все понимает и радуется, когда я с ним играю. А как приятно прижиматься к его пушистой мордочке!

Подготовительная к школе, группа

«На дне морском», или  «В гостях у Нептуна». Покажи, как меняется море в зависимости от погоды.

«Последний лист». Поздняя осень. Пронизывающий ветер гонит по земле пожухлые листья, клонит стволы деревьев. И только один лист еще трепещет на ветке. Но вот опять подул ветер. И летит вниз последний лист...

«В метель». Порыв ветра, еще один, еще... Снег колет лицо. Он то вьется змейкой, то взлетает веером, то мчится в бешеном хороводе, превращая тебя в невидимку.

«В батискафе». Что ты видишь сквозь толщу воды? Водоросли, солнечные лучи, стайки разноцветных рыбок... Удивительно красиво!

«Радуга-дуга». Только что прошел дождь, по небу еще несутся тучи, но уже выглянуло солнце, и показалась радуга. Цвета расположены в ней в строго определенном порядке. Смотри не перепутай!

«ЦВЕТНЫЕ НИТОЧКИ»

   Возьмите нитки длиной 25-30 см, окрасьте их в разные цвета, выложите - как захочется - на одной стороне сложенного пополам листа. Концы ниток выведите наружу. Сложите половинки листа, прижмите их друг к другу, разгладьте. Затем, не снимая ладони с бумаги, правой рукой осторожно выдергивайте одну нитку за другой. Разверните лист... А нитки-то волшебные!.. Давайте попробуем.

«Морозные узоры». Окрасим нитки в белый цвет и выложим их на бумагу разных цветов.

«Страна цветных снов». Нитки окрашены в краски теплых и холодных тонов.

«Вологодские кружева». Выложим нитки на вырезанных из бумаги воротнике или кокошнике. Правда, красиво?

ГРАТТАЖ

   Суть этой техники, которая издавна использовалась в России и называлась рисованием по восковой прокладке - в процарапывании. Итак, за дело! Нанесем цветной фон акварелью и подсушим бумагу. Весь фон полностью затрем воском, парафином или просто свечой. Нальем в розетку черной гуаши, добавим немного шампуня и тщательно их перемешаем. Затем покроем этой смесью парафиновый лист. «Холст» готов. А теперь возьмем заостренную палочку и начнем процарапывать рисунок. Чем не гравюра! Имейте в виду, что эту технику можно осваивать только тогда, когда у ребенка достаточно хорошо развиты глазомер и координация движений.

«В рождественскую ночь». Чуть поцарапали - и на небе зажглись яркие звезды, тонкий месяц выглянул из-за туч.

«Что за звездочки резные на пальто и на платке!» Ни одна снежинка на другую не похожа.

«Ночной мотылек». Яркий фонарь показался любопытному мотыльку солнцем. Нет, малыш, это всего лишь фонарь. «Салфетка для мамы». Она может быть круглой, квадратной, треугольной. И узор придумай какой хочешь.

«Волшебная поляна». Кто-то недобрый закрасил лесную поляну черной краской. Ничего страшного. Вот появилась нарядная бабочка, а вот и цветок поднял головку.

«Дворец для Снегурочки». Нарисуй сказочный дворец Берендея, в котором живет Снегурочка.

«Полет в космос». Космонавтов приветствуют холодные звезды, незнакомые планеты, звездные корабли. «Вечерний город». Как он красив, когда зажигаются окна в домах и уличные фонари! Только не забудь, что дома на той стороне улицы меньше тех, что стоят на этой.

«У семи гномов». Гномы - добрый и трудолюбивый народец! Представьте, что вы пришли к ним в гости.

«Ветер по Морю гуляет...» Летит кораблик на всех парусах по безбрежной водной глади.

РИСОВАНИЕ ПО МЯТОЙ БУМАГЕ

   Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска при закрашивании делается более интенсивной, темной - это называют эффектом мозаики.         Рисовать по мятой бумаге очень просто, и начинать это можно в любом возрасте. В старших группах дети сами могут подготовить «холст», аккуратно смяв лист бумаги. А после окончания работы поместите рисунок в паспарту. Совсем другое дело!  

РИСОВАНИЕ ВОСКОВЫМИ МЕЛКАМИ ИЛИ СВЕЧОЙ

   Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц. Суть его в том, что краска скатывается с поверхности, по которой провели восковым мелком или свечой. Берем флейцевую кисть или большой тампон с краской, ведем по листу - на цветном фоне появляется рисунок.

   Итак, нам понадобятся розетки с разной краской, флейцевые кисти или тампоны, восковые мелки.

Младшая группа

«Солнце согревает травку». Проведем голубой, розовой, желтой краской по верхней части листа, а зеленой по нижней.

«Дождевые капли». Капают капли одна за другой. Вот и лужи появились. Как хочется побегать по ним босиком! Проведем по листу розовой, желтой, голубой краской...

«Елочки в лесу». Пошел снег и спрятал лесных красавиц от детских глаз. А мы их все равно найдем. Проведем по листу краской любого цвета. Вот они, стройные и пушистые.

Средняя группа

«Веселые зайчата». Мама-зайчиха сидит под елочкой и наблюдает за свои¬ми шалунами.

«Рыбки в аквариуме». Веселая стайка шустрых рыбок то всплывет вверх, то опять нырнет на дно.

«Смешной снеговик». Зимой мы лепили его из снега, а теперь нарисуем.

Старшая группа

«Утренняя зарядка». Нарисуй, как мы выполняем упражнения под музыку: голова похожа на круг, футболка - на прямоугольник, шорты как два квадрата. А теперь раскрась. Вот и ожил рисунок.

«Заиндевелое дерево». Стоит, не шелохнется. И в утренние часы (голубой фон), и солнечным днем (желтый), и таинственной ночью (фиолетовый).

«Что мы видели в лесу?» Нарисуем веточку с ягодами, гриб под листочком, пугливого ежика, пушистую белочку. А потом, закрашивая рисунок, все вместе посмотрим, кто что увидел в лесу.

Подготовительная к школе группа

«Пушки с пристани палят...» Нарисуй остров с высокими маковками дворца, кораблик в море. Выбери любую краску и раскрась.

«Царевна есть, что не можно глаз отвесть...» А какой ты себе ее представляешь?

«Нарисуем веселую картину для малышей». Вы уже многое умеете. Давайте порадуем малышей, пригласим их в гости, нарисуем все, что они захотят, а потом покажем, как картина оживает. Нетрадиционные техники рисования (а мы рассказали лишь о некоторых из них) помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру.



Источник: http://Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста. 2004 г.
Категория: Консультации для воспитателей | Добавил: Первый (19.01.2015)
Просмотров: 1664 | Теги: восковыми мелками или свечой, Консультации для воспитателей, рисование на мятой бумаге, планирование | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Яндекс.Метрика ПетербургПетербург Жми!авто