Главная » Статьи » Консультации » Консультации для родителей |
ЛЕВША ИЛИ ПРАВША? Какой рукой рисует ваш ребенок? Какая рука у него более умелая? Левая или правая? Это, собственно, не играет никакой роли. Так считает автор статьи Сабина Лаэрум. Главное, чтобы здесь все было ясно. Бывает, однако, что ребенок долго не может решить, какую же руку ему предпочесть. Тогда от родителей требуется очень много терпения. Как известно, дети изменяют окружающую среду. По мере их подрастания часто изменяется и интерьер семейной кухни - стены разукрашиваются пришпиленными к ней детскими рисунками. Вот только у Марины и Марка на кухне можно увидеть лишь парочку «каляк-ма-ляк». Их четырехлетний сын Андрюша не любит рисовать. Он вообще не очень хорошо владеет своими руками и избегает всяких действий, связанных с тонкой моторикой. Родители показывали его врачам, но те никаких отклонений в развитии ребенка не обнаружили. Просто он использует в качестве доминантной поочередно то одну, то другую руку и до сих пор «не решил», какую же ему предпочесть. В его мозгу это решение пока не принято, поэтому руки у него такие «неумелые». Причины этого явления учеными еще не изучены. Но между тем известно: 25 процентов детей рождается с подобной проблемой. В первые годы жизни они пользуются попеременно обеими руками, пока доминанта одной из них не разовьется сама по себе. Если Андрюша левша, ему предстоит приспосабливаться к миру, который не очень приветлив по отношению к людям его типа: ножницы, авторучка, пряжка на поясе, дверные ручки, открывалка для консервов и многое другое сконструировано у нас для праворуких. Я помню, как воспитатель детского сада больно шлепал мою сестру ложкой по пальчикам, чтобы заставить ее есть правой рукой. К счастью, прошли те времена, когда родители и педагоги силой переучивали детей, ставя их «на правый путь». Хотя?.. И сегодня можно встретить некоторых, кто «с чистым сердцем» считает: ребенок не должен быть «отщепенцем», он должен учиться писать правой рукой. Те, кто это делает, совершают очень большую ошибку. Безразлично, в каком возрасте это происходит. Какая рука доминанта (правая или левая), определено генетически, и переучивание заставляет человека использовать «неправильную» половину мозга. Какой рукой человек пользуется, зависит от того, в какой половине мозга расположен моторный центр.
ДЛЯ ТЕХ, КОГО ВОЛНУЕТ ПРОБЛЕМА «ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ»
У большинства людей моторный центр находится слева. Наш мозг работает «крест-накрест», т.е. левая половина мозга контролирует правую половину тела, а правая половина мозга - левую. Ученые предполагают, что связь нервов между доминантной половиной мозга и соответствующей ей рукой «включается» довольно рано. Между четвертым и шестым месяцем жизни ребенок начинает руками исследовать окружающие его предметы. По внешним проявлениям в это время еще невозможно с уверенностью предсказать, какую руку он в будущем предпочтет, он пока еще только учится использовать свои руки по-разному: одной держит предмет, другой пытается что-то с ним делать. Левша в отличие от правши, пытаясь открыть бутылку, держит ее в правой руке, а открывает левой. Человеческий мозг настолько податлив, что его действительно можно «переучить», но изменение заставляет ломать природу ребенка, что стоит ему неимоверно много сил, дисциплины и со-таких людей в мозгу как бы образуется узел. По причине использования не той половины мозга, особенно при письме, весь мозг подвергается ирритации, что приводит к общим большим нагрузкам на организм в целом. В Мюнхене открыта консультация для левшей и «переученных» левшей, где работают опытные терапевты. Они помогают этим детям справляться с их проблемами. Бывает, что ребенок в результате такого переучивания и связанного с ним стресса начинает заикаться или подвергается всевозможным психосоматическим заболеваниям. Конечно, нельзя причину всех проблем видеть лишь в этом, но задуматься следует. Марина и Марк привели в эту консультацию своего сына. Они обратились к доктору Йохан-не Барбаре Саттлер с просьбой помочь установить, какую руку «предпочитает» Андрюша: «Мы не знаем, какие ножницы и другие предметы ему покупать, нам не хотелось бы нечаянно переучить его». Доктору для установления диагноза понадобилось несколько часов совместных игр и внимательного наблюдения. На какой ноге прыгает Андрюша, какой бьет по мячу, какой рукой складывает кубики в коробочку, какой держит бутылочку с лимонадом? Беседуя с родителями, доктор в то же время внимательно наблюдал за действиями мальчика. Оказалось, что ребенок берет баночку правой рукой, а крышку откручивает левой, вынимает бусинки правой, но нанизывает их на металлический стержень левой. Психолог подметил, как часто использует ребенок правую руку в качестве доминантной и как часто левую. Потом было занятие рисованием. В результате можно было сделать вполне определенный вывод: у мальчика почти одинаково развиты обе руки, но левая все же «умелее» правой. Родители рады: «Для нас это большое облегчение, сейчас мы можем лучше способствовать развитию сына». Но... в данном случае с тренировкой дело обстоит так же, как и с уроками плавания: дети меньше всего желают принимать указания от собственных родителей. Детский врач прописал Андрюше эрго- и мототерапию. Это означает, что опытные специалисты во время занятий рисованием, лепкой, ручной работой внимательно смотрят, какой рукой действует ребенок. Эти наблюдения определяют тренировку мозговых центров моторики путем специальных упражнений по равновесию (например, стояние на одной ноге, совершение перекрестных движений и т.д.). Лечение эрготерапией стимулирует развитие доминантной половины мозга. Тем самым врачи пытаются ликвидировать у ребенка задержку в развитии. У Андрюши теперь настольная лампа на его письменном столе стоит справа, чтобы свет падал под нужным углом; в доме появилось много вещей, удобных для левши. А через несколько месяцев кухня, к великой радости папы и мамы, превратилась в настоящую выставку детского рисунка, прямо хоть устраивай вернисаж.
| |
Просмотров: 2445 | | |
Всего комментариев: 0 | |