Главная » Статьи » Консультации » Консультации для родителей

Левша или правша?

ЛЕВША ИЛИ ПРАВША?

    Какой рукой рисует ваш ребенок? Какая ру­ка у него более умелая? Левая или правая? Это, собственно, не играет никакой роли. Так считает автор статьи Сабина Лаэрум. Главное, чтобы здесь все было ясно. Бывает, однако, что ребенок долго не может решить, какую же руку ему предпочесть. Тогда от родителей тре­буется очень много терпения.

   Как известно, дети изменяют окружающую среду. По мере их подрастания часто изменя­ется и интерьер семейной кухни - стены разу­крашиваются пришпиленными к ней детскими рисунками. Вот только у Марины и Марка на кухне можно увидеть лишь парочку «каляк-ма-ляк». Их четырехлетний сын Андрюша не лю­бит рисовать. Он вообще не очень хорошо вла­деет своими руками и избегает всяких дейст­вий, связанных с тонкой моторикой. Родители показывали его врачам, но те никаких откло­нений в развитии ребенка не обнаружили. Просто он использует в качестве доминантной поочередно то одну, то другую руку и до сих пор «не решил», какую же ему предпочесть. В его мозгу это решение пока не принято, поэто­му руки у него такие «неумелые». Причины этого явления учеными еще не изучены. Но между тем известно: 25 процентов детей рож­дается с подобной проблемой. В первые годы жизни они пользуются попеременно обеими руками, пока доминанта одной из них не разо­вьется сама по себе.

   Если Андрюша левша, ему предстоит при­спосабливаться к миру, который не очень при­ветлив по отношению к людям его типа: нож­ницы, авторучка, пряжка на поясе, дверные ручки, открывалка для консервов и многое другое сконструировано у нас для праворуких. Я помню, как воспитатель детского сада боль­но шлепал мою сестру ложкой по пальчикам, чтобы заставить ее есть правой рукой. К счас­тью, прошли те времена, когда родители и пе­дагоги силой переучивали детей, ставя их «на правый путь». Хотя?.. И сегодня можно встре­тить некоторых, кто «с чистым сердцем» счита­ет: ребенок не должен быть «отщепенцем», он должен учиться писать правой рукой.

 Те, кто это делает, совершают очень боль­шую ошибку. Безразлично, в каком возрасте это происходит. Какая рука доминанта (пра­вая или левая), определено генетически, и пе­реучивание заставляет человека использовать «неправильную» половину мозга. Какой рукой человек пользуется, зависит от того, в какой половине мозга расположен моторный центр.

 

ДЛЯ ТЕХ, КОГО ВОЛНУЕТ ПРОБЛЕМА «ЛЕВОРУКИЕ ДЕТИ»

  •  Левши ничем не отличаются от правшей по одаренности, интеллекту, способностям.
  • Если ребенок охотнее пользуется левой рукой, понаблюдайте за ним более внима­тельно. Считается, что стойкое предпочтение одной из рук формируется не ранее чем к 4-5 годам.
  • Не забывайте: леворукие дети развивают­ся абсолютно нормально.
  • Самое главное - не переучивать ребенка насильно. Иначе недалеко и до болезни.
  • Постепенно учите ребенка пользоваться и правой рукой - лучше в форме игры.
  • Не забывайте о правильном освещении. При работе левой рукой лампу надо ставить не слева, а справа.

   У большинства людей моторный центр находится слева. Наш мозг работает «крест-накрест», т.е. левая по­ловина мозга контролирует правую половину тела, а правая половина мозга - левую. Уче­ные предполагают, что связь нервов между доминантной половиной мозга и соответству­ющей ей рукой «включается» довольно рано. Между четвертым и шестым месяцем жизни ребенок начинает руками исследовать окру­жающие его предметы. По внешним проявле­ниям в это время еще невозможно с уверенно­стью предсказать, какую руку он в будущем предпочтет, он пока еще только учится ис­пользовать свои руки по-разному: одной держит предмет, дру­гой пытается что-то с ним делать. Левша в отличие от правши, пытаясь открыть бу­тылку, держит ее в правой руке, а откры­вает левой.

   Человеческий мозг настолько податлив, что его действительно можно «переучить», но изменение застав­ляет ломать природу ребенка, что стоит ему неимоверно много сил, дисциплины и со-таких людей в мозгу как бы образуется узел. По причине использования не той половины мозга, особенно при письме, весь мозг подвер­гается ирритации, что приводит к общим боль­шим нагрузкам на организм в целом.

В Мюнхене открыта консультация для лев­шей и «переученных» левшей, где работают опытные терапевты. Они помогают этим детям справляться с их проблемами. Бывает, что ре­бенок в результате такого переучивания и свя­занного с ним стресса начинает заикаться или подвергается всевозможным психосоматичес­ким заболеваниям. Конечно, нельзя причину всех проблем видеть лишь в этом, но задумать­ся следует.

    Марина и Марк привели в эту консультацию своего сына. Они обратились к доктору Йохан-не Барбаре Саттлер с просьбой помочь устано­вить, какую руку «предпочитает» Андрюша: «Мы не знаем, какие ножницы и другие пред­меты ему покупать, нам не хотелось бы неча­янно переучить его». Доктору для установления диагноза понадобилось несколько часов совместных игр и внимательного наблюдения. На какой ноге прыгает Андрюша, какой бьет по мячу, какой рукой складывает кубики в коро­бочку, какой держит бутылочку с лимонадом? Беседуя с родителями, доктор в то же время внимательно наблюдал за действиями мальчи­ка. Оказалось, что ребенок берет баночку пра­вой рукой, а крышку откручивает левой, выни­мает бусинки правой, но нанизывает их на ме­таллический стержень левой. Психолог под­метил, как часто использует ребенок  правую руку в качестве доми­нантной и как часто левую. Потом было занятие рисованием. В результате можно было сделать вполне определенный вывод: у мальчика почти оди­наково развиты обе руки, но левая все же «умелее» правой.

    Родители рады: «Для нас это большое облегчение, сейчас мы можем лучше спо­собствовать развитию сына». Но... в данном случае с тренировкой дело обстоит так же, как и с уроками пла­вания: дети меньше всего желают прини­мать указания от собственных родителей. Дет­ский врач прописал Андрюше эрго- и мототе­рапию. Это означает, что опытные специалис­ты во время занятий рисованием, лепкой, руч­ной работой внимательно смотрят, какой ру­кой действует ребенок. Эти наблюдения опре­деляют тренировку мозговых центров моторики путем специальных упражнений по равно­весию (например, стояние на одной ноге, со­вершение перекрестных движений и т.д.). Ле­чение эрготерапией стимулирует развитие до­минантной половины мозга. Тем самым врачи пытаются ликвидировать у ребенка задержку в развитии.

У Андрюши теперь настольная лампа на его письменном столе стоит справа, чтобы свет па­дал под нужным углом; в доме появилось мно­го вещей, удобных для левши. А через не­сколько месяцев кухня, к великой радости па­пы и мамы, превратилась в настоящую выстав­ку детского рисунка, прямо хоть устраивай вернисаж.

 

 

Категория: Консультации для родителей | Добавил: Первый (05.01.2015)
Просмотров: 2445 | Теги: ребёнок, леворукие дети, Левша или правша, Сабина Лаэрум | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
avatar
Яндекс.Метрика ПетербургПетербург Жми!авто