Главная » Статьи » Мероприятия » Развлечения

Конкурс знатоков изобразительного исскусства

Цель.
Обобщить представления и знания об изобразительном искусстве. Развивать зрительскую культуру. Фор­мировать художественное мышление.

Задачи.
Создать ситуацию успеха, атмосферу радости и добра. Выявить знание выразительных средств, терми­нологии и понятий изоискусства; уме­ние выстраивать ассоциативные связи между определенными деталями и зна­комыми картинками; умение выделять отличительные особенности, состав­ные элементы произведений разных жанров (пейзаж, портрет, натюрморт, жанровая живопись); умение составлять композицию по собственному замыслу; знания о лице и расположении его час­тей; умение устанавливать сходство между геометрическими формами и предметами и путем дорисовки форм получать предметную или сюжетную картину; предпочтительный интерес ребенка к одному из художников и его произведениям. Познакомить с профес­сией художника-реставратора.

Материалы.
 Письмо-сюрприз (изоб­ражение Мастера-Карандаша, разрезан­ное на 10-12 частей; аудиообращение Мастера к детям; изображения цветных карандашей (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый) с наклеенными на них буквами (п, о, р, т, р, е, т); изображения феи Живопи­си и феи Графики; пьеса П.И. Чайковско­го «Баба Яга» (в записи); графическое изображение грустной, печальной Сне­гурочки; пакет с разноцветными лоскут­ками (однотонные, в теплой и холодной гамме); набор маленьких цветных кар­точек с таким расчетом, чтобы их хвати­ло на правильные ответы детей в тече­ние всей игры; альбомные листы бумаги с именами детей для подведения итогов; музыкальная запись для заставок во вре­мя дидактических игр; торжественная музыка (туш) для награждения детей; ме­шочки с конфетами, медали «Знатоку ИЗО» (на каждого ребенка).

Для дидактических игр

«Найди недостаток в портрете»

Графическое изображение одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, ли­нии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей), черный фломастер.

«Чудесные превращения»

Четверть альбомного листа, цветные карандаши.

«Составь натюрморт»

Картон, набор полосок разной шири­ны и высоты для изображения стола, набор изображений предметов, цветов, ягод, грибов, снеди, одежды, природы, животных, людей на каждого ребенка.

«Найди картину автора»

Портреты известных детям художни­ков и репродукции их картин: В А Серов: «Девочка с персиками», «Мика Морозов», «Стригуны на водопое»; ИЭ, Грабарь; «Яблоки», «Февральская лазурь», «Рябин­ка», «Зимний пейзаж», «Светлана»; Лео­нардо да Винчи-. Портрет Моны Лизы («Джоконда»); КС. Петров-Бодкин: «Че­ремуха в стакане», «Розовый натюр­морт», «Утренний натюрморт»; ИИ. Ле­витан. «Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода»; А/С Саврасов: «Грачи при­летели»; ИИ. Шишкин; «Рожь», «Зима», «Утро в сосновом лесу», «Парк в Павлов­ске»; МА. Врубель-. «Царевна-Лебедь», «Бо­гатырь»; БМ. Кустодиев: «Масленица»; ВМ, Васнецов: «Аленушка», «Иван-царе­вич и серый волк», «Богатыри», «Снегу­рочка»; иллюстрации к сказкам худож­ников Ю. Васнецова, Е. Рачева.

«Художники -реставраторы»

Иллюстрация или репродукция кар­тины (размер альбомного листа), разре­занная на восемь частей (по количеству детей в группе).

Для оформления зала

Изображения бумаги, рамки, кисти, палитры, мела, карандаша, красок, картины, ручки, вырезанные из бумаги; мольберт; кроссворд на большом листе бумаги.

Ход конкурса.
Воспитатель (показывая письмо-сюрприз).
Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая, обронил?
Может, кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Вам хочется узнать, от кого письмо? Тогда надо постараться и собрать целое из частей.

Достает из конверта изображение Мастера-Карандаша, разрезанное на части.. Дети, собрав изображение ,узна­ют в нем Мастера-Карандаша, Воспи­татель достает из конверта кассету и предлагает ее прослушать. Звучит голос Мастера-Карандаша:

«Здравствуйте, мои маленькие худож­ники! Я, Мастер-Карандаш, приглашаю вас на конкурс «Знатоки изобразитель­ного искусства». Отправляясь в путь, не забудьте надеть одежду с карманом. До­рогу вам укажут мои верные помощни­ки - цветные карандаши».

По знакам-указателям, цветным карандашам, дети отправляются в музыкальный зал. Воспитатель по дороге собирает карандаши в коробку. Заходят в зал и останавливаются у центральной стены, украшенной изоб­ражениями предметов, которые обо­значены цифрами: 1 - бумага, 2 - рам­ка, 3 -  кисть, 4 - палитра, 5 - мел, 6 - карандаш, 7 - краски, 8 - картина, 9 - ручка (фото). Рядом находится моль­берт, на котором укреплен большой лист бумаги с кроссвордом. Под ним лист с изображениями фей Живо­писи и Графики..

Воспитатель. Куда же мы попали? На музыкальный зал это не очень похоже...
Рассматривают оформление зала: центральную стену с изображениями верных помощников Мастера-Каран­даша и мольберт с кроссвордом, к ко­торому приколота записка.
Воспитатель. Обратите внимание: верные помощники Мастера-Каранда­ша обозначены цифрами, на мольберте— лист бумаги с клеточками, и в них те же цифры. Что же это такое? (Кросс­ворд,) Здесь записка! (Читает) «Если вы правильно отгадаете все предметы, которыми я пользуюсь, то узнаете, как называется комната, где работает ху­дожник. За каждый правильный ответ вы получите цветную карточку. Кладите ее в карман. Кто
больше всех получит цветных карточек, тот и станет победителем - знатоком ИЗО. Желаю удачи! Мастер-Карандаш».

Дети отгадывают названия изображенных предметов. Воспитатель вписывает слова в клеточки кроссворда и задает последний (десятый) вопрос: «Кто из вас хочет стать худож­ником?» (Я.) Или: «Какая буква в алфавите последняя?» (Я.) (Каж­дый ребенок, правильно отве­тивший на вопрос, получает цветную карточку и кладет ее в карман.)

Воспитатель предлагает прочесть в выделенных клеточ­ках получившееся слово. (Мас­терская.)

Воспитатель. Мы с вами в ма­стерской художника..
Убирает кроссворд, и перед глазами детей появляются изображения двух фей - Живописи и Графики.
Воспитатель. Кто же нас встречает? (Феи изобразительного искусства: Графика и Живопись.) Что означает слово живопись? (Живо писать жизнь?) Чем повелевает фея Живописи? (Цве­том) Какой материал использует ху­дожник, когда занимается живописью? (Гуашь, акварель, масляные краски, па­стель) Что означает слово графика? (Рисую) Чем повелевает фея Графики? (Линией, штрихом, точкой и т.д.) Ка­кие материалы ей в этом помогают? (Тушь, сангина, уголь, карандаш, воско­вые мелки, пастель). Вы сказали, что феи Живописи и Графики - феи изоб­разительного искусства. Что же они помогают художникам изображать на картинах? (Свободные высказывания детей)
Верно, художники изображают че­ловека и его жизнь, природу, живот­ных, предметы - весь мир. Рисование на ту или иную тему определяет жанр живописи. Фея Графики предлагает по­играть со своими помощниками -цветными карандашами, которые ука­зывали нам дорогу. (Показывает ко­робку с карандашами) Расположите цвета карандашей по порядку цветов радуги, и вы узнаете, о каком жанре мы с вами будем говорить. Только будьте внимательны.

Дети выкладывают карандаши в со­ответствии с цветами радуги и чита­ют название жанра - портрет. На бо­ковой стене зала развешаны портре­ты художников, на противоположной стене - репродукции их картин.

Воспитатель. Найдите в нашей мас­терской выставку портретов. Портреты каких художников вы видите? (Отве­ты) Какие бывают портреты? (Погрудные, поясные, во весь рост) Назовите ху­дожников-портретистов. Из предло­женных репродукций найдите работы В.А. Серова, И.Э. Грабаря и разместите их рядом с портретами авторов. (Дети находят и называют картины)
Мы говорим с вами о жанре портрета. А что означает слово «портрет»? (Изоб­ражение человека, прежде всего его ли­ца.) Значит, чтобы нарисовать портрет, надо знать черты лица человека.

 

Дидактическая игра «Найди недо­статок в портрете».

Раздает детям изображения лица одного и того же мальчика с разными недостатками (рис. 5)- Предлагает оп­ределить недостающие части лица и дорисовать их графическим материа­лом - черным фломастером,
Воспитатель.     Молодцы! Все спра­вились с заданием! А сейчас, отгадав музыкальную загадку, вы узнаете, о ка­ком жанре изобразительного искусства пойдет речь дальше.
Звучит пьеса ПЯ. Чайковского «Баба Яга».
Воспитатель. Какой жанр искусства ждет с нами встречи? (Сказочно-былин­ный)
Появляется Баба Яга.
Баба Яга. Все, закончился ваш кон­курс.
Воспитатель. Ну, во-первых, здрав­ствуйте, дорогая Баба Яга. А во-вторых, почему наш конкурс закончился?
Баба Яга. Я все в сказочном жанре за­колдовала.
Воспитатель. А мы расколдуем...
Баба Яга. Попробуйте!

Баба Яга показывает ребятам бес­цветное   графическое  изображение Снегурочки.

Баба Яга. Нравится? Сама писала... Красота.
Воспитатель. Не писала, а рисовала. Дети, какая фея помогала Бабе Яге рисо­вать Снегурочку? (Фея Графики.)
Баба Яга. Какое настроение у Снегу­рочки? (Ответы) По каким признакам вы поняли, что у Снегурочки груст­ное, печальное на­строение? (По ми­мике) А отчего у неетакое настроение? (Ответы -предположения).

Воспитатель, продолжая беседу, подводит детей к выводу: Снегурочке нужно «сшить» новый наряд. Баба Яга услужливо преподносит пакет с лос­кутками теплых и холодных тонов. Де­ти выбирают лоскутки холодных то­нов и выкладывают из них платье на графическом изображении персонажа..

Воспитатель. Скажите, можем ли мы в реальной жизни встретить Снегуроч­ку? Это настоящее живое существо или вымысел? (Ответы?) Кто же помог нам увидеть Снегурочку? (В.М. Васнецов)
Баба Яга. Знаю, знаю я этого худож­ника-сказочника. Но вы его картин больше никогда не увидите. Ну разве что маленькие кусочки. Все заколдовала. Да­же самой жалко. Такая красота была...
Воспитатель. Ну так расколдуй.
Баба Яга (в отчаянии). Не могу я по оставшимся фрагментам картину вспомнить.
Воспитатель. А мы тебе поможем.
Баба Яга (удивленно). Это как? Вы что, волшебники?
Воспитатель. Нет. Но наши знания нам помогут. Дети, помогите узнать кар­тину по фрагментам (картина закры­та белым листом бумаги с вырезанны­ми прямоугольником, квадратом или кругом) и снять колдовство Бабы Яги.

Как только картина узнана, с нее <-спадает>> колдовство - перед детьми предстает репродукция картины ВМ. Васнецова «Богатыри».

Баба Яга. Кто такой богатырь? (За­щитник Отечества)
Воспитатель. Назовите имена бога­тырей, изображенных на картине. (От­веты) Что делают богатыри в чистом поле? (Осматривают землю русскую. Стоят на страже родной земли. Обере­гают Русь от врагов.)
Баба Яга. Кто из вас хотел бы быть богатырем? (Ответы) На кого вы хоте­ли бы быть похожими? (Ответы.)
Воспитатель. Автор изобразил себя в одном из богатырей. В ком именно? Добрыне Никитиче)
Далее дети «расколдовывают» кар­тину «Аленушка».
Баба Яга. В каких сказках мы можем встретить Аленушку? (Ответы?)
Воспитатель. В сказках рядом с доб­ром всегда присутствует зло...
Баба Яга. Вы на что намекаете?
Воспитатель. Ну что вы, что вы... Речь пойдет не о вас, а о картине. Что в этой картине олицетворяет добро? (Аленушка, природа, которая грустит вместе с девочкой: густой, темный лес защищает ее от недругов, острые ка­мыши загораживают опасный омут; сочувствуя ей, уселись над головой «ма­лые пташечки».)
Баба Яга. Меня здесь пет. (Показыва­ет на картину?) Так что же здесь олице­творяет зло? (Холодный камень, темная вода) Порадовали вы меня своими зна­ниями. Люблю я этого художника-ска­зочника, только забыла, как его зовут.
Воспитатель. Помогите, дети! (Художник ВМ. Васнецов?)
Баба Яга. Вот, вот, Виктор Михайло­вич Васнецов. Слышать слыхала, а ви­деть не видела..
Воспитатель. Мы тебе его покажем. Покажите Бабе Яге портрет этого ху­дожника.
Баба Яга. Красивый человек. А каких еще художников-сказочников вы знае­те? (Ответы.)
Воспитатель. В нашей мастерской есть работы этих художников, найдите их и соотнесите с портретом автора.
Дети находят репродукции картин М,Врубеля, иллюстрации к сказкам Ю. Васнецова, Е. Рачева, вешают их ря­дом с портретами авторов на боковой стене зала.
Баба Яга. Вижу, любите вы сказочно-былинный жанр. А знаете, какой жанр называется «мертвая природа»? (На­тюрморт) Объясните, почему он но­сит такое название. (Ответы?) А я ни­когда не видела этот самый... натюр­морт. Покажите мне его!
Воспитатель. Давайте исполним же­лание Бабы Яги - составим для нее на­тюрморт.

Дидактическая игра «Составь на­тюрморт».

Каждому ребенку дают набор изоб­ражений неживой природы (цветы, по­суда, овощи, фрукты, снедь и т.д.) и живой природы, в том числе людей, жи­вотных. Дети составляют натюр­морт, отбирая изображения, присущие только этому жанру, и дают название своей работе. Игра проводится под му­зыку.

Баба Яга. Как мне нравится «мертвая природа»!
Воспитатель. Баба Яга, ну что ты за­ладила «мертвая природа» да «мертвая природа». Художники называют натюр­морт иначе - «тихая жизнь вещей». Нас всегда окружают вещи. Мы привыкли к ним и порой даже перестаем замечать. А у художника взгляд зоркий, пытливый. В самом простом, обычном предмете он видит необычное, прекрасное, и вещи на картинах начинают радовать нас сво­ей неожиданной красотой. Найдите сре­ди репродукций натюрморты. Соотне­сите их с портретами авторов. (ИЭ. Гра­барь: «Яблоки»; КС. Петров-Водкин: «Че­ремуха в стакане», «Розовый натюр­морт», «Утренний натюрморт».)
Баба Яга.
О, чудо дивное - искусство!
В нем страсть, и красота, и чувство!
Здесь все трепещут, и творят,
И жаждой творчества горят!
Воспитатель (обращаясь к детям). А вы горите жаждой творчества? Для творчества нужны цветные карандаши и маленькие листочки бумаги. Сейчас начнутся «чудесные превращения». Послушайте загадки и попробуйте на­рисовать отгадки. Победит тот, кто сде­лает это быстро и правильно.

1. Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.     (Дерево.)

 

2. Зимой и летом одним цветом.   (Елка.)

 

3. Она под осень умирает

И вновь весною оживает.
Коровам без нее беда:
Она их главная еда.          (Трава.)

 

4. Ног нет, а идет.

Глаз нет, а плачет. (Туча.)

 

5. Серебряные нити сшивают землю с небом.. (Дождь.)

Дети на листе бумаги рисуют от­гадки так, чтобы получилась картина.
Баба Яга (рассматривает работы детей). Интересно, к какому жанру изобразительного искус­ства относятся нарисованные вами    картины? (К жанру пейза­жа.) Что означает слово   «пейзаж»? (Живая природа)
Воспитатель. Сколько удиви­тельного в живой природе? Она похожа на нас, лю­дей?  Чем? (Пред­положения детей). Действитель­но, у нее бывает разное настроение: весе­лое, когда светит... (солнышко), грустное, когда идет... (дождь), сердитое,  когда ду­ют... (ветры),  воют... (вьюги).  Многие ху­дожники любят отражать разные наст­роения природы в пейзажах. Каких ху­дожников пейзажистов вы знаете? Назо­вите их. Найдите их работы и соотнеси­
те с портретами авторов. (Дети выпол­няют задание)
Баба Яга. Есть ли у каждого из вас са­мый любимый художник? Назовите его. Объясните свой выбор. (Ответы)
Воспитатель  (обращаясь к де­тям). Какие чувства вы испыты­ваете, когда смотрите на вы­бранную вами картину? Ка­кая гамма цветов - теплая или холодная - преобла­дает? (Ответы.)
Баба Яга. А что это за жанр - анималистичес­кий? (Изображение жи­вотных)    Вы   любите животных? Любите на­блюдать за их повадками, движениями, внешним ви­дом? (Ответы)
Воспитатель. Где можно уви­деть разных представителей животного мира? (В зоопарке) Предлагаю создать «Веселый зоопарк». Каждый станет ху­дожником-анималистом и, используя модель полукруга, круга, овала, дорисует животное для нашего зоопарка.

Дети работают, пока звучит му­зыка.
Пришло время подвести итоги. Ребе­нок получает чистый лист со своим именем. Из кармана выкладывает на него заработанные цветные карточ­ки и оставляет их на столе.
Слышен плач. Баба Яга показывает поврежденные картины - в дороге они «рассыпались» на кусочки.

Воспитатель.Успокойся, не плачь, милая Баба Яга! Есть художники, кото­рые по маленьким кусочкам терпели­во восстанавливают картины, т.е. рес­таврируют. Вот и мы сейчас «вылечим заболевшие картины».

Дидактическая игра «Художни­ки -реставраторы».

Дети из отдельных кусочков под I музыку («Песня о картинах», ел. А Куш-нера, муз. Г. Гладкова) восстанавлива­ют картину. По окончании работы называют ее жанр.
Проводится подсчет цветных кар­точек, заработанных каждым ребен­ком, и на чистом листе с именем ребен­ка записывается количество набран­ных очков. (Заработанные ребенком очки помогут воспитателю в диагнос­тике знаний и умений по изобрази­тельной деятельности.)

Воспитатель. Вы все оказались зна­токами изобразительного искусства.
Баба Яга. Мастер-Ка­рандаш передал медали для юных художников. Воспитатель под торже­ственную    музыку     прово­дит награждение - каждый ребенок получает медаль.
Воспитатель. А что же делать с цветными карточ­ками?
Баба Яга складывает их в свой мешочек.
Баба Яга (колдует).
Кручу, верчу,
Быть доброй хочу.
Цветные карточки
В подарок превращу.

Достает из мешочка каждому ре­бенку «сладкий» подарок (конфеты, пе­ченье, фрукты и т.п.).
Итоговое занятие проводится по подгруппам (10-12 детей).

Кроссворд

Категория: Развлечения | Добавил: Первый (19.03.2015)
Просмотров: 1386 | Комментарии: 1 | Теги: Искусство, дошкольники, дети, занятие, развлечения, сценарий | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Юлия • 22:48, 18.04.2015
smile Отлично!  Обязательно добавлю предложенные Вами игры в копилку! Спасибо!
avatar
Яндекс.Метрика ПетербургПетербург Жми!авто